Справка |
Календарь |
Поиск |
Сообщения за день |
![]() |
#1 | ||||
|
Политеистические верования нахских народов (чеченцев, ингушей и бацбиев). Были распространены в доисламский период. Представляет собой религию, основанную на обожествлении сил природы, культе предков, анимизме, антропоморфизме, шаманизме. Важную роль в религиозной жизни играли жрецы, предсказатели, знахари и ведьмы. Эти верования со временем сформировали мифологию вайнахов, фольклор и «Нартский эпос». Мировоззрение Как и на любой другой народ, на религию вайнахов влияние оказало место проживания и климат. Под влиянием окружавших высоких гор, дождливого климата, и в последствии не пригодных для земледелия земель, сформировалось трепетное отношение к природе, которая в свою очередь глубоко почиталась и люди всячески пытались умилостивить ее. Для этой цели существовал институт жречества. От лица всех присутствующих в храме, ЦIайн-саг (жрец) произносил молитвы и проводил ритуалы. . Большое значение придавалось сновидениям. Через сны боги передавали свою волю, предсказывали будущее. Боги наделялись человеческими качествами, были физически уязвимы, имели свои слабости. Совершали плохие и возмутительные поступки (некрофилия, убийства), за что могли быть наказаны людьми или нартами. Но в то же время, их считали своими защитниками, и они часто помогали людям. Разделение на «светлых» и «темных» богов отсутствует, как уже говорилось ранее, следовательно нет никаких упоминаний о борьбе за власть и господство над миром. К примеру, бог смерти считался мудрым, его называли повелителем времени, упоминали в молитвах, клятвах. Некоторые из нартов (Боткий Ширткъа, Сеска Солса) имели свободный доступ в мир мертвых и принесли оттуда полезные для народа вещи (мельницу, пиво, иглы, свирель и т.п). Что касаемо смерти, по их убеждениям, человек продолжал жить в мире мертвых. Эл (чеч.и инг. — «Iэл»). Мир мертвых выглядел также, как и мир живых, но с разницей в том, что люди работали ночью. По одной из версий, им светилом служила луна. Элом управлял бог (Эштр, Этер, Элда). У него просили благоденствия для своих умерших родственников и ежегодно в конце октября отмечали праздник, посвященный мертвым. «Устраивался жатвенный ужин» — марс-пхьор. Стоить отметить, что обычай поминать умерших возник благодаря мифическому герою Боткий Ширтке. По преданию, он доказал людям, что мертвые получают все отправленное для них из мира живых. Особенностью политеистической религии вайнахов является почитание старших и младших богов. Сотворение мира и его устройство Дела — верховный бог, за 10 дней создал два мира. Мир живых (Малхи ) и мир мертвых (Iэл, Эл).Элом управляет его сын Эштр. Когда Бог создал небо и землю, земля оказалась в три раза больше неба. И когда при соединении они не сошлись, Дела сжал землю, и от этого образовались земляные горы. Чтобы укрепить шатающуюся землю, он создал каменные горы. Эти горы с землей держатся на рогах быка, а бык привязан к столбу. Когда Бог создал землю, то спросил: «Кто же будет держать землю?» . Явились быки и сказали: «Мы будем держать землю, если люди не будут нас запрягать по вторникам на работы и если во время езды будут давать нам мочиться стоя» . На таких условиях они держат на рогах землю. Никто не сумеет нарушить условие. заключенное с быками при сотворении мира, и в «День бы*ков» , или во вторник, никто из чеченцев не работает. Баранту Дела создал для волков, но человек попросил у волка баранов, говоря: «Я буду держать для тебя и для себя вместе». Волк согласился на такое предложение и дал человеку свою ба*ранту. В назначенный срок волк обратился к человеку с требованием возвратить половину баранты, согласно с условием. Но че*ловек отказал. Тогда волк обратился с жалобой к Богу. Бог ему ответил: «Что я могу сделать для тебя? Что ты своими зубами достанешь, то и будет твое». С тех пор волк стал таскать овец у че*ловека, и с тех пор между ним и человеком существует вражда. Суббота считается «днем волков» — «Бердзы-сотт» , и кто будет почитать ее, у того волк не будет таскать овец. Аналогичное с вторником и субботою происхождение имеет и понедельник «день ветров». Легенда о сотворении мира После создания неба и земли, Дела создал птиц. Затем он решил создать людей. Из сжатой им в каждой руке земли образовались мужчина и женщина. Мужчина образовался на востоке, а женщина — на западе. Создав людей, Дела решил, что они должны стать мужем и женой. Но ему возразил филин и пообещав не допустить этого, он похитил женщину и и унес на высокую отвесную скалу. Как-то раз мужчина отправился на охоту и увидел на вершине скалы ту женщину. Она сказала ему зарезать свою лошадь, вынуть внутренности и спрятаться в ней. Тот так и сделал.Когда прилетел филин, она сказала что хочет отведать конины. Филин спустился и увидев лошадь, в которой спрятался мужчина. Он принес ее женщине и улетел. Так женщина и мужчина воссоединились. Бог обратился к филину и спросил его о том, не сошлись ли женщина с мужчиной? Филин ответил что нет, но Бог сказал что это не так, и прилетев на скалу он узнает правду. Прилетев на скалу, филин увидел, что они сошлись и сообщил об этом Деле. Бог спросил, в каком мире филин хочет быть наказанным? В этом или том? Филин выбрал наказание в мире живых. Тогда бог сказал ему: «Да лишишься ты зрения днем и да потеряешь почет между птицами». Боги природы (старшие боги) Старшими богами называли богов и богинь природы (боги грозы, солнца, охоты, весны и т.п) . Они являлись всеобщими, т.е их имена были одинаковыми у всех родов, и даже народов (ингушей и чеченцев). В связи с климатическими условиями, главное место в религии вайнахов занимает Бог-громовержец Села. Он почитается наравне с демиургом, создателем мира — богом Делой. Также, стоит заметить, что не меньшим уважением пользовались богини, которых буквально называли матерями (нана, наьнилг — мать). Богини в основном являются объектом почитания у женщин, они добры, защищают людей. К примеру богиня весны и плодородия Тушоли, богиня ремесел Сата, мать воды Хи-нана. Но есть и злые богини, такие как богиня вьюг — Дарза-Нана (инг. Фурки) и Ун-нана — богиня болезней.
Боги-покровители (младшие боги) Младшими боги — местные боги покровители. У каждого народа и даже тейпа были свои покровители (Ауш, Болом, Цори, Байни и т.п), известные только им, но бывало что культ покровителя был распространен у нескольких родов (Мятсели,Тамыж, Галь, Молдз). Нередко покровителями становились бывшие когда-то основателями родов, уважаемыми люди, предсказателями или даже убитые молнией люди. Б.К Далгат в своем труде «Первобытная религия ингушей и чеченцев», называет это влиянием культа предков, возникшим в более поздний период.К имени покровителя добавлялось слово ерда, ерд, цIу или даьла. У богов покровителей существовала своя иерархия, они делились в свою очередь на старших и младших. Младшие покровители могли передавать старшим просьбы людей. Святилища и места поклонения покровителям у чеченцев назывались селинг, у ингушей ерда, цIу.
Ведьмы, колдуны и знахари Пал хьакхан ламройн зудриш — чеченские колдуньи. По словам А.П Ипполитова, к ним водили больных людей. Еще он упоминает о приворотной траве, которой пользовались колдуньи. Цитата:
Пхенер хьажер — так назывались люди, гадающие на баранье кости (лопатке). К ним обращались перед каким-то важным событием или чтобы узнать о своем будущем. Подробнее см.ниже (гадания) Зиракъ — знахарь или предсказатель, не относящийся к сословию жрецов. Как говорил жрец Ганыж «они были наставниками народа и, как боги, верно давали толкование сновидениям и объясняли болезни» . Обычно гадание производили под новый год (Наджой). Предсказатель проводил в храме ночь, а утром рассказывал свой сон людям. Слова предсказателя воспринимали как волю богов. ЦIайн-саг — жрец. Самым точным среди предсказателей считались жрецы. У них был особый способ гадания, называемый качъ тохъ. подробнее см.ниже (гадания). Гадания Гаданье зеркалом (куьзгана хьежа) — употребляется исключительно девушками, с целью угадать своего суженого. Оно весьма несложно. Берется зеркало, которое кладут в камин, и с крыши сакли, через трубу, пристально смотрят в него. Проглядев таким образом две-три минуты, сходят с крыши, берут из каждого угла комнаты, или же по направлению четырех стран света, немного земли, которую завязывают в узелок и кладут на ночь под подушку. Некоторые видят лицо своего суженого в самом зеркале; те же, которые его там не видят, — положив под свою подушку землю, собранную по вышеприведенному способу, наверно уже видят его во сне. Гаданье каменьями (пал тасар) — заключается в том, что ворожея обыкновенно старая женщина, берет девять небольших камней и, пошептав на двух из них имена любовников, бросает вдруг все девять камней на землю. По способу их падения, по расстоянию, на котором они один от другого лягут и, наконец, по численности камней, которые лягут между двумя камнями любовников, ворожея делает уже заключение о благополучном или неблагополучном соединении их, о времени этого соединения и тех препятствиях, которые могут при этом встретиться. Гаданье посредством платка (дол дьустер) — производится также с помощью ворожеи. Обыкновенно берут большой платок, на одном из концов которого завязывается узел, и потом от этого узла ворожея, отмеряет локтем расстояние до противоположного угла. Остающееся между этими двумя точками пространство служит основанием предсказанию, более или менее благоприятному для той, которая желает поднять завесу будущности. Впрочем, гадание этого рода не есть исключительно гадание только любовное, но употребляется часто и в тех случаях, когда хотят узнать причину болезни, необъяснимой для родственников больного, или же приписывающих ее влиянию дурного глаза живого человека или мертвеца. Результаты этого гадания столько же случайны, сколько могут зависеть от ловкости самой ворожеи и от проворства ее рук. Эти три способа гадания в большом употреблении между горскими девушками и женщинами и составляют их исключительную принадлежность. Гаданье посредством кости барана (пхен хьажар) — распространенное в народе гадание, которым не пренебрегали даже наибы Шамиля. В военные годы оно к нему прибегали для того чтобы узнать об успешности какого-либо военного похода. Высокопоставленнве наибы Шамиля не отправлялись в поход не посоветоваашись с хьажером (гадателем). В одном из обществ, лежащих по Шаро-Аргуну, жил знаменитый из горский хьажер То́да, советами и пророчеством которого не пренебрегал и Шамиль. Говорили , что судьба, постигшая Шамиля на Гунибе, была ему заранее предсказана, и говорят, Шамиль был убежден в истине этого пророчества, но обстоятельства сложились так, что поступить иначе он не мог и, волею или неволею, вынужден был укрепиться на Гунибе. То́да предсказал смерть наибу Нур-Али. Когда Нур-Али, управлявший обществами Чеберлой и Шатой, поехал в Малую Чечню, чтобы, увеличив свою партию чеченцами, и выступить против русских, он нарочно заехал в аул, где жил Тода, и тот по лопатке барана предсказал ему скорую смерть. «Я вижу, ведут лошадь и на ней веревками привязано мертвое тело“» — сказал он ему и не захотел рассказывать больше. Через неделю после того Нур-Али умер от холеры, а То́да получил еще больший почет и уважение среди горцев. Гадание жребием (качъ тохъ) — проводилось с целью узнать причину внезапного заболевания. Гадание проводил жрец. Заболевший человек рассказывал жрецу, в какой день он совершил плохой поступок. если это была среда (день Сели), то это означало, что у больного есть грех по отношению к богу Сели. Жрец кидал жребий (три палочки с меткой). Например с белой — жребий Селы, без метки — безымянная, черная — бога Мятцели. Если выпадала безымянная, то у больного не было греха. Жрец бросал жребий три раза. Если три раза подряд выпадал жребий с меткой, то гадание проводилось еще пару дней. Если и в этом случае выпадал жребий с меткой, то считалось что больной умрет. В остальных случаях все заканчивалось принесением жертвы богу. Сведения о видах гадания записал А.П Ипполитов Жрецы ЦIайн-саг — жрец (в переводе "человек святилища“, ''чистый человек»). В каждом роду был свой жрец. Он избирался обществом один раз на всю жизнь. Обязательным условием было умение толковать сны и гадать. Жрец должен быть из числа уважаемых людей, с хорошей репутацией. Были случаи, когда обязанность жреца переходила по наследству. ЦIайн-саг считался проводником между Богами и людьми. Он руководил подготовкой к жертвоприношению в храме, проводил ритуалы и читал молитвы. Сны жреца считались вещими и растолковывались как воля богов. Магические атрибуты жреца — посох с белым флагом и колокольчиками (применялся во время ритуалов и шествий к храму), деревянный молот и доска (обряд во время молитвы Мятцели). Жрец одевался только в белое (это символизировало его чистоту). Во время молитв жрец держал в руках бокал с брагой. Жрец выбирал для проведения обрядов девушек женщин. Со слов Б.К Далгата, они не злоупотребляли своим положением и не наживались за счет обращавшихся к ним людям. «Всякую мысль о шарлатанстве и эксплуатации народа жреца*ми, о чем так часто говорят путешественники, здесь приходится отбросить. Ганыж, сам жрец, рассказывал и показывал мне спо*соб гадания с такой верой в него, что не может быть никакого сомнения в искренности его слов. Вообще ингуши не доразвились еще до индийских или египетских жреческих каст, сделавших из религиозных обрядов предметы наживы. Напротив, ингушские ццуинсаги (шаманы) сохраняют всю первобытную чистоту сво*его призвания, и их действия носят характер нравственности, искренности и глубокой веры.» Свадебные обряды Выход замуж женщины из какой-либо семьи связан с разрывом связей с ее предками, с поступлением ее в новую семью и с приобщением к культу предков этой новой семьи. Цитата:
Похоронные обряды Покойника хоронили на 3-4 день смерти. В ранний период трупы складывали в специально построенные склепы (каш). Покойника одевали в лучшие одежды, доспехи. Вместе с ним в склеп клали предметы, которыми он пользовался при жизни, музыкальные инструменты и т. д. Вайнахи считали, что все это ему понадобится в Эле (мире мертвых). Хоронить в земле, без склепа, означало оставить покойного без крова. Во время эпидемий, когда умирало так много людей, оставшиеся в живых из страха не быть погребенными, приходили в склепы вместе с вещами и котлами с над очажной цепью. Считалось, что если хотя бы один из семьи жив, то котел с цепью остается в башне. Перенести их в каш — означало смерть всех членов семьи. После похоронных поминок устраивали постельные поминки. На них устраивали скачки, и победившую лошадь вместе с хозяином отводили к жрецу, который проводил ритуал посвящения лошади покойнику. После этого считалось, что на том свете у покойника появлялась лошадь. Спустя два года проводили большие поминки. Их устраивала жена покойного. После них она снимала траур и могла снова выйти замуж (обычно за родственника умершего). По преданиям, считалось что обычай поминания умерших был принят после того, как нарт Боткий Ширткъа показал людям что умершие получают то, что им пересылают из мира живых. В честь мертвых, в конце октября (ардари бутт), совершался «жатвенный ужин» — «марс-пхьор» Влияние других культур Прослеживается влияние греческой мифологии (имена богов и их функции, героев, схожие мотивы легенд). Имелись сведения об идолах, находящихся в храмах, но они к сожалению не сохранились до сегодняшнего дня, т.к были спрятаны ингушскими жрецами, чтобы спасти от мусульман.(экспедиция В.Миллера 1886) .Также прослеживаются общие для народов Северного Кавказа имена и функции богов и нартского эпоса. В период исламизации Подавляющее число вайнахов (чеченцы и ингуши) совсем недавно (по историческим меркам), лишь с конца XVIII- начала XIX века, являются мусульманами. Цитата:
В конце XVII столетия Шамхал Тарковский отправил к ним осо*бых проповедников, которые распространяли между ними му*сульманство шафиитского толка и вывели у них из употребле*ния последние остатки смешанных с язычеством христианских обрядов. Предание называет красноречивого проповедника Термаола, который нередко прибегал к силе и гонениям. После это*го чеченцы даже платили некоторое время „ясак“ (дань) Шамхалу. в то время ставшему Валием Дагестанским. Дело, начатое Термаолом, было, по преданию, закончено Берсаном, шейхом, сделавшимся главою чеченцев в XVIII столетии. Он обратил в мусульманство последних чеченцев-язычников, жителей аулов Ахшпатой и Гуни; последним принял мусульманство один гуновец во второй половине XVIII столетия. Утверждению ислама среди чеченцев, кабардинцев, отчасти ингушей, осетин и черкес способствовал имам Шейх Мансур (1785—1791) Последними ингушами, принявшими мусульманство, были жители аула Гвелеты на Военно-Грузинской дороге. Это собы*тие относится к 1862 г., то есть к эпохе, когда покорение Кавказа» было уже закончено. Ниже приведены слова жреца Ганыжа, записанные Б.К Далгатом: Цитата:
|
||||
![]() |
![]() |
![]() |
#2 |
Забанен
|
Легенда о сотворении мира интересная)
Делу так и не изжили из речевого оборота, а Мехк Нана теперь вполне реальная женщина В принципе, радует, что в ЧР много исламских заведений, растет число хафизов. Значит, рано или поздно изживем прочие языческие пережитки |
![]() |
![]() |
![]() |
#3 |
бакъйолу аккази)
|
а кто автор статьи?
никогда нохчи не называли хин нану или прочих персонажей богами.. бог всегда был один- Дела а про ясыкъ тарковскому вообще жесть, в то время, когда чечены за любую провинность гоняли этих князей, как коз сидоровых) илли про Ади Сурхо вам в помошь) |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 |
хабиби
|
"Мехка-нана — богиня местности." Скорее богиня земли, то есть хозьяйка, главная.
Без лауедаева не обошлись)) везде бьет по лицу этим мифическим ясаком))
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
бакъйолу аккази)
|
мехка да, мехка нана- отец, мать, владелец, покровитель на чеченском, в зависимости от контекста, но никгда бог или богиня..
|
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
Забанен
|
Сколько чеченцев, столько историков)
Но мы тоже изучали их как богинь.. |
![]() |
![]() |
![]() |
#7 |
бакъйолу аккази)
|
Ида, в том то и дело, что чеченскую историю писали не чеченцы)
элементарно- сделай перевод на русский язык словосочитания "хин нана" и где там говорится о богине? да и вообще, есть ли на чеченском языке само слово "богиня"? я не знаю не одного слова под таким определением, не в мужском, не в женском роде кроме слова- Дела.. |
![]() |
![]() |
![]() |
#8 |
Забанен
|
Марти, то есть если нет слова богиня, то это не одно из божеств в пантеоне?
Сомнительно Дела считался всегда верховным божеством, а наны и прочие - остальными божествами. Я даже помню, как в детстве меня шугали, чтоб я не смотрела долго на реку, т.к. хи нана унесет. (у меня была привычка часами сидеть у нее и наблюдать) И куча росказней про нее, про то, что ее надо задабривать и проч. Серьезно) Наверное, ты намекаешь, что даже язычество нахское было связано с единобожием, но это не так)) |
![]() |
![]() |
![]() |
#9 |
бакъйолу аккази)
|
я сама выросла на реке, мой род один из оснавателей села, который владел частью реки и мельницами которые функционируют до сих пор)
про хин нану знаю не по наслышке и знаю, что в чеченском языке нет слова эквивалетного слову "богиня" или "боги"- вот что я хочу сказать) а это значит, что в ментальности народа нет никакого многобожия, возможно есть духи- джины, но не боги.. |
![]() |
![]() |
![]() |
#10 | |
Забанен
|
Цитата:
![]() (цхьа хинц ас сан язда йо и нохчи истори))) |
|
![]() |
![]() |
Ответ |
|
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|