Старый 04.05.2018, 18:08 #1
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию Игры и развлечения чеченцев

Игры, развлечения, время провождения чеченцев в старину. Специально собирательством не занимался, знаю некоторые наши исследователи занимались этой темой, опрашивали стариков, поэтому меня это не очень интересовало.
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.05.2018, 18:10 #2
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию

БЕЛЯЕВ С. ДНЕВНИК РУССКОГО СОЛДАТА, БЫВШЕГО ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ В ПЛЕНУ У ЧЕЧЕНЦЕВ.

III.

"Дни, большею частью, проходили у нас в игре в шашки, а вечера в разговорах. Так, однажды вступил я в суждения с муллой: тут больше уверились, что и мы знаем Бога, когда мулла подкрепил, что я знаю всех пророков и закон Магомета"

Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев // Библиотека для чтения, Том 88. 1848
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html

***

БЕЛЯЕВ С. ДНЕВНИК РУССКОГО СОЛДАТА, БЫВШЕГО ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ В ПЛЕНУ У ЧЕЧЕНЦЕВ.

СТАТЬЯ ВТОРАЯ.

V.

"Их скрипка состоит из чашки, с квадратным вырезом на дне, обтянутой сырой кожей, с двумя круглыми прорезями; к ней приделан гриф, а вместо струн три шелковники; смычок из конских волос. У многих есть балалайки (пандур)."


"Наступала весна, настал март, мальчики, по обыкновению, стали ходить по домам приветствовать жителей с веселым временем. Двое или трое, раскатав свиток, нараспев читают содержание его. Точно такие же поздравления бывают и по уборке хлеба или по окончании покоса. Поздравителям разумеется, всякий, по силе, дает что-нибудь."


С. Беляев

Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев // Библиотека для чтения, Том 89. 1848
http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...ev_S/text2.htm
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.05.2018, 18:26 #3
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию

ВОЛКОНСКИЙ, Н. А. СЕМЬ ЛЕТ В ПЛЕНУ У ГОРЦЕВ

(1849 — 1856)

Очерки политического и домашнего быта Кавказских горцев.

(Статья эта писана в 1868 и 1869 годах, частью на месте происшествия и среди действующих в ней лиц. Авт.)

III.

"Когда буза и пиво были до дна осушены, Дышнынцы оседлали своих коней и началась скачка и джигитовка."

"— Что ж, оседлать тебе коня? — спросила жена, видя что буза и пиво произвели свое действие на ее мужа.

Нет, уж сегодня я сам подтяну ему подпругу, — заметил весело Аслан.

И через четверть часа он лихо скакал на своем аргамаке к тому месту где валялась брошенная наземь папаха. [254]

Свернувшись под седло своей лошади, он подхватил с земли эту папаху, метнул ее над головами толпы, выхватил из-за пояса пистолет и с быстротой молнии всадил пулю в ее верхушку.


— Джигит маазум! — закричали в один голос близ стоявшие горцы."

"Пандуристы (Пандур инструмент о шести или пяти струнах наподобие гитары, только без деки, и меньшего размера.) ударили в струны, и пошла круговая сперва скромна, тихо, потом с притопыванием, с возгласами и прибаутками. Тамашу сменила лезгинка, и девицы одна пред другою наперерыв выказывали всю грацию и ловкость своих приемов, всю историческую замысловатость этого танца, переходя с каждым аккордом пандуристов к быстрым движениям и поворотам, то вытягивая ноги в струну и опираясь на одни только большие пальцы, то становясь на пятки и открывая глазам зрителей всю подошву своей маленькой ноги. В этом танце выражали они и сватовство, и свадьбу девицы, и джигитство жениха, и замужество, и разлад с мужем, и вновь примирение, и чуть-чуть не объятия и поцелуи. Но на этом танец заканчивался. Раскрасневшиеся девица и мужчина останавливались, грациозно разведя руками в сторону, кланялись какой-либо другой паре, а сами садились отдыхать при общем одобрении подкутившей компании."

Н. Волконский

Семь лет в плену у горцев (1849-1856) // Русский вестник, № 5. 1882
http://www.vostlit.info/Texts/Dokume..._N_A/text2.htm
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.05.2018, 18:34 #4
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию

ШАМИЛЬ И ЧЕЧНЯ

"Чеченцы редко имеют двух жен, большею частию ограничиваясь одною. Они обыкновенно женятся на своих соплеменницах, причем преимущественно берут жен из других аулов. Для вступления в брак предварительно вносятся за невесту определенный калым или выкуп (Калым большею частию ограничивается двумя коровами или взносом денег от 20 до 30 руб. сер.), и кроме того жених обязан сделать своей невесте некоторые подарки, состояние из принадлежностей женской одежды, а также приготовить все необходимое для пиршеств, следующих за брачною церемониею. Брачному союзу предшествует сговор, а самая церемония брака производится в сакле и заключается в чтении муллою определенных молитв, слова которых должен повторять вслух жених или заступающий его место свидетель, что случается нередко. Молодую привозят в закрытой арбе в дом жениха, который в это время должен быть непременно в отсутствии; свадебный поезд сопровождают мужчины верхами, при чем они джигитуют, а иногда же поют известный припев мюридизма. При входе молодой в саклю, ей подстилают под ноги какой-нибудь предмет одежды; при этом ловкие кавалеры нередко сбрасывают с себя черкески и бросают их под ноги красавице, за что получают в подарок кошелек собственной работы молодой. Войдя в саклю, новобрачная садится, не снимая с себя покрывала, а собравшиеся гости начинают пировать, при чем главную роль играет запрещенная Шамилем лезгинка, которую Чеченцы отплясывают с большою охотою, под звуки медных тазов и ударов в ладоши.

Подобный пир продолжается до трех дней, смотря по средствам новобрачного, потому что он сопряжен с значительными [159] издержками, в течение которых молодой, в продолжение дня, должен уходить из дома и обыкновенно бродить по лесам, или проводить время у своих знакомых, ночью же посещает свою молодую жену. Наконец, по истечении трех дней, молодая жена должна в первый раз идти с кувшином за водою, после чего вступает в круг обязанностей хозяйки дома. Когда молодая идет за водою, то обыкновенно ее сопровождает толпа знакомых и родных и в то время, когда она, зачерпнув воды, ставит кувшин на голову, раздаются выстрелы, в знак окончательная совершения всех брачных обрядов. С этой минуты молодая жена делается самою неутомимою работницею своего мужа и, к чести Чеченкам, ведет свое простое и незатейливое хозяйство в чрезвычайном порядке. В особенности замечательна чистота и опрятность, которою отличаются чеченские жилища и окружающие дворы; они имеют весьма много общего с жилищами Малороссиян."

"К числу праздников, относятся установленные магометанством дни. Еженедельный праздник пятница (перскинде) начинается в четверг, с заката солнца, и обыкновенно сопровождается известными молитвами и раздачею милостыни бедным, которых в Чечне весьма много. Кроме того, раз в год, у Чеченцев исполняется пост (марх), продолжающийся месяц, в июле и в августе, от начала до конца новолуния. В это время, от восхода до заката солнца, никто не употребляет пищи, посвящая для этого ночь. Пост оканчивается праздником байрам, который сопровождается всеобщими пиршествами и отличается значительными пожертвованиям в пользу бедных, взаимными поздравлениями и посещениями, скачками и разного рода народными увеселениями. Впрочем, Шамиль весьма не жалует увеселений, и старался все народные песни и пляски заменить одним постоянным напевом: "ля-илляхи-иль-Алла!" По ему не совсем удалось это, и почти не проходить ни одного собрания Чеченцев, без бойкой лезгинки, при чем, в знак высшего одобрения, ловким танцорам стреляют под ноги."

"Во время полевых работ, как напр., запашки полей, сенокосов и осенних работ, которые исполняют мужчины, Чеченцы охотно и взаимно помогают друг другу. При этом устраивается род русской помочи, сопровождающейся плясками и угощениями, которые должен приготовить хозяин поля для своих помощников и гостей. В остальное же время Чеченцы предаются совершенному безделью, возлагая все работы на жен своих; Чеченки заботятся о чистоте дома, шьют платье, кормят семью, ухаживают за домашним скотом, рубят дрова, ходят за водой, обрабатывают огороды, молотят и мелят на ручных мельницах хлеб и пр. и вообще отличаются неутомимою деятельностию."

Май, 1859 года.

Шамиль и Чечня // Военный сборник, № 9. 1859
http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...ecnya/text.htm
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.05.2018, 19:13 #5
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию

ХАРУЗИН Н. ПО ГОРАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. ПУТЕВЫЕ ОЧЕРКИ.

II.

В горах Чечни.

"Наверху под навесом скалы каким-то чудом сохранился деревянный балкон разрушенной теперь сакли; едва различаешь лежащий на полу балкона плетень; насколько это высоко, можно судить по тому, что чеченцы забавлялись бросаньем камней на этот балкон снизу; и, несмотря на свою опытность в этом деле, только немногие достигали камнем до балкона."

"В продолжение этого скучного времени, хозяин старался развлекать нас, играя на местной трех-струнной скрипке (пандырь) разные местные мотивы. Они просты, но сыгранные с душой производят впечатление. Особенно удалась нашему хозяину песнь взятого русскими в плен чеченца: слышится в мотиве и тоска по родине, и жажда свободы, и томление в цепях, и желание мести врагам. В заключение хозяин сыграл нам мотив какой-то русской песни, Бог знает где и от кого слышанной хозяином. Странно было слушать русскую песню, выходившую из-под смычка чеченца среди суровых каменных громад Кавказа.

После завтрака стали заниматься стрельбой в цель из [512] пистолета. Саадула, бывший с нами, подсмеивался над кремневыми пистолетами чеченцев, которые нередко давали осечку.

Особенно несчастлив в этом отношении был мулла. Его пистолет пять раз подряд дал осечку. Глаза его разгорались, и он, направивши пистолета кверху, выстрелил.

— Ты мулла, так твой пистолет только в небо стреляет, — смеялись над ним чеченцы."

III.

У ингушей.

"Саадула любезно угощал и закармливал нас и вечером устроил для нас пение и пляску. В комнату вошло несколько девушек в шелковых костюмах; потупившись, они прошли в угол и сбились в одну кучу кружком, глубоко наклонив головы, наподобие стада овец, заночевавшего в поле. Саадула попросил их спеть; принесли для них циновку и постлали около них. Девушки, не поднимая голов, также кружком уселись. Некоторое время они переговаривались относительно того, что петь; наконец одна из них взяла резкую ноту, другие подхватили, и песня огласила комнату. Девушки пели горлом, мотив однообразный и скучный. Не помню теперь, что пели нам у Саадулы, но в Вауги, где мы также слышали пение девушек, они славили приехавших к ним гостей, каждого отдельно, и приписывали прославленным такие подвиги, о которых тот никогда и не подумал бы: одному из них они пели хвалу за то, что он смело грабит табуны и переплавляет их темною ночью через Терек; другому, как он храбро сражается с врагами и кладет на месте сотни их единой своей стрелой; третьему (нашему молодому спутнику В. Н. А.) они пели совсем иное: они не воспевали его подвигов, они желали, чтобы он вечно остался с ними, что если он должен уйти, и они готовы следовать за ним, хотя бы для этого следовало полететь им за облака. По всем вероятиям в этом же роде пелось и в доме Саадулы девушками, так как песни обоих народов почти одинаковы. Мне говорили, что эти славления производят сильное действие на местных жителей: нередко случалось, что ингушская молодежь, наслушавшись вечером девичьих песен, отправлялась ночью на разбой и осуществляла на деле слова песни."

"За песнью последовала пляска; под звуки пандыря и под такт однообразного хлопанья в ладоши пляшут ингуш и чеченец: содержание пляски заключается в том, что мужчина преследует девушку, которая старается уйти от него, мужчина преграждает ей путь то рукой, то становясь внезапно перед ней на колени. Главная роль в пляске выпадает на долю мужчины, пляска которого отличается большею живостью и разнообразием в телодвижениях; и чем живее движения, тем большим одобрением пользуется мужчина со стороны окружающих. Роль женщины в пляске: плавное движение, грациозное движение рук, [528] то закрывающих лицо от взгляда преследующего ее мужчины, то откладыванье их в сторону, то за спину.

Таков характер пляски как у ингушей, так и у чеченцев, насколько мне удалось наблюдать ее в ауле Галантчеже и Койрахе."

Н. Харузин

По горам Северного Кавказа. Путевые очерки // Вестник Европы, № 10. 1888
http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...in_N/text1.htm
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.05.2018, 19:14 #6
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию

Дубровин Николай Федорович. История войны и владычества русских на Кавказе: Том I. Книга 1

Чеченцы (нахче).

Глава 2.

"Запрещение курить табак принадлежит к числу установлений, изобретенных Шамилем, который вообще преследовал роскошь, пляску, музыку и пение, стараясь заменить его одним постоянным напевом: Ля-илляхи-Ил Аллах! (Нет Бога кроме единого Бога!). Но ему не совсем удалось это: чеченцы увеселяли себя пандуром (балалайкою) и скрипкою особого устройста (1). Скрипка их состоит из чашки, с квадратным вырезом на дне, обтянутой сырой кожей, с двумя круглыми прорезами; к ней приделан гриф; вместо струн натянуто три шелковинки, по которым водят смычком из конских волос.

(1) Кистин играет на трехструнной балалайке формою похожей на треугольник."

Страница 409
http://www.runivers.ru/lib/book3084/9700/
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.05.2018, 13:45 #7
Ида Ида вне форума
Забанен
 
 
Регистрация: 04.12.2017
Адрес: на моем коне
Сообщений: 2,616
Вес репутации: 0
Ида невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможно
По умолчанию

Я даже не знала, что к пондур раньше смычек прилагался..
Ида вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.05.2018, 16:55 #8
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Ида Посмотреть сообщение
Я даже не знала, что к пондур раньше смычек прилагался..
"1ад хьокх пондар" хилл хир бу из
__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.05.2018, 02:22 #9
Ters-Maimal Ters-Maimal вне форума
хабиби
Аватар для Ters-Maimal
 
facebook instagram twitter vk
 
Регистрация: 21.08.2016
Адрес: В паралельной вселенной
Сообщений: 2,066
Вес репутации: 441
Ters-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможноTers-Maimal невозможное возможно
По умолчанию



__________________
К черту все.
Ters-Maimal вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.05.2018, 12:37 #10
Ида Ида вне форума
Забанен
 
 
Регистрация: 04.12.2017
Адрес: на моем коне
Сообщений: 2,616
Вес репутации: 0
Ида невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможноИда невозможное возможно
По умолчанию

О, слушай, звук обалденный! Раньше я полагала, что он извлекается гармошкой какой-нить (когда просто слышала, но не видела), а оказывается, таким с виду незамысловатым инструментом)
Ида вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
история чечни, чеченская история, чеченские игры

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 03:18. Часовой пояс GMT +4.

Powered by vBulletin® Version 3.8.11
Copyright ©2000 - 2021, vBulletin Solutions Inc. Перевод: zCarot
 

 

Copyright © 2017