Справка |
Календарь |
Поиск |
Сообщения за день |
![]() |
#1 |
хабиби
|
У меня давно есть идея установить значки, знамена чеченских наибов и обществ, пока что скудная информация по данной теме.
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#2 |
хабиби
|
Они имеют особый значек, и кроме того возят с собою знамя имама, черного цвета с серебряными надписями из Корана и с изображением полумесяца.
Военный сборник, Том 2 страница 142 Каждый наиб, пяти- и трехсотенный начальник, «даже просто предводитель, не только большой, но и всякой мелкой партии» «имеет свой значок, который означает место, где он находится во время дела», «составляющий для них что-то в роде наших знамен». «Каждое общество имеет свой значок. Наибы по два, Шамиль три, из коих один желтый, другой белый с красными каймами». В реальности, похоже, число значков у наибов не регламентировалось, тем более, что кроме «личного» значка наиба надо учитывать флаги бывших под его началом отрядов из его области. Общее правило наблюдателей за горскими «скопищами» – чем больше было в отряде значков, тем многочисленнее он был. Единого, «государственного» знамени имамата не существовало. Как было изготовлено и окрашено знамя наиба или общества, решалось по вкусу владельца. Манера атаки: «храбрейший из толпы схватывает значок, отбегает с ним на сотню шагов вперед и втыкает его в землю; тотчас все принадлежащие к отряду этого значка бегут к нему и окружают его. Другой горец повторяет тот же маневр, и таким образом передвигается вся масса неприятельского отряда». Значок имама Шамиля: темно-красный шелковый (121 х 81 см), двухконечный, обшит сверху и снизу горизонтально темно-синими широкими полосами, древко с четырехгранным металлическим наконечником (1834 г.). Значок наиба Ташов-Хаджи («знамя, подаренное Кази-муллою, при котором собирались всегда мюриды»): красный двухконечный с зелеными угловыми вставками возле древка, 161 х 96 см; наконечник древка в виде трезубца (1839 г.). 20 - Знамя наиба Ташов-Хаджи, двухконечное, красное с зелеными угловыми вставками. Знамя было весьма почитаемо среди горцев, как унаследованное от имама Гази-Мухаммеда. В Чечне и в 1852, и в 1853 гг. можно было видеть личный значок имама – светло-зеленый с красной каймой. Спустя два года личное знамя Шамиля описывают так – большое черное, «с серебряными надписями из Курана, над которыми виднелся полумесяц, вылитый, как казалось, из массивного серебра». Значок чеченского наиба Атабая: «палевый с черным» (1848 г.). Значок, отбитый навагинцами в Чечне 13 августа 1848 г.: оранжевого цвета, с вышитым на нем белым шелковым полумесяцем. Значок наиба Талхика: большой, черного цвета (февраль 1851 г.). Чеченский значок, взятый в бою на р. Сунже (декабрь 1851 г.): прямоугольный белый, с синей каймой и желтыми треугольниками в углах полотнища, надпись на арабском языке. Граф Толстой, описывая в «Набеге» события в Чечне июня 1851 г., описывает и значки (впереди конницы «едут два человека на белых лошадях с красными и синими лоскутами на палках»), добавляя определение, что «значки между горцами имеют почти значение знамен, с тою только разницею, что всякий джигит может сделать себе значок и возить его». Н.Ф. Дубровин подтверждает его слова: «Каждый отдельный начальник имеет свой значок, но в команде его бывало таких значков несколько, потому что каждый джигит, уверенный в своем молодечестве, точно также мог иметь свой значок, состоящий из прибитого к древку лоскута цветной материи». Значок чеченского наиба Эски: красный (1856 г.). http://www.reenactor.ru/index.php?showtopic=25477
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#3 |
хабиби
|
БЕЛЯЕВ С.
ДНЕВНИК РУССКОГО СОЛДАТА, БЫВШЕГО ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ В ПЛЕНУ У ЧЕЧЕНЦЕВ. "Но день становится уже полным днем: все картины накрываются облаками — и горе тому, кто проспал утро!.. Все [89] начинает суетиться. Где увидишь верхового, в башлыке от жару, где пешего, с сумкою за плечами, с винтовкой из-за плеч, идущего на месть; где толпою идут тихо фанатически напевая: «Ля иляга, иль Алла!», с набегу или в набег; бишрак или знамя развивается у переднего как джигита (молодца) (Кто уверен в своем молодечестве и верным считает коня своего, может иметь подобный значок. Правда всякий предводитель имеет свое знамя; но в его команде таких значков несколько, смотря по числу джигитов (молодцов, маюра-стаг), из которых всякий по своему вкусу прибивает к древку лоскут одноцветного, двухцветного и разноцветного сшивного полотна.)" Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев // Библиотека для чтения, Том 88. 1848 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#4 |
хабиби
|
ШАМИЛЬ И ЧЕЧНЯ
"(Во всех поездках Шамиля его сопровождает обыкновенно около 200 избранных мюридов. Все они отличаются особою одеждою, хорошим вооружением и принадлежат к числу отличных наездников. Они имеют особый значек, и кроме того вонять с собою знамя имама, черпаю цвета с серебрянными надписями из Корана и с изображением полумесяца. Одна часть конвойных мюридов едет впереди Шамиля, другая сзади, поочередно напевая обычное: "Ля-илляхи-ил-Алла!")." Май, 1859 года. Шамиль и Чечня // Военный сборник, № 9. 1859 http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...ecnya/text.htm
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#5 |
хабиби
|
АЛ-КАРАХИ, МУХАММАД ТАХИР
Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах "Шамиль, по возвращении в Дарго, подарил Шуайбу в награду за его поразительную храбрость, находчивость и распорядительность любимое свое знамя, расшитое золотом и принадлежавшее раньше Асланхану Казикумухскому." Три имама // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 45. Махач-кала. 1926 http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...i_II/text3.htm
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#6 |
хабиби
|
221. Из показания прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, о системе управления в имамате.
1843 г. Военные силы и учреждения. "Каждое общество имеет свой значок. Наибы по два, Шамиль три, из коих один желтый, другой белый с красными коймами. В походах и в бою он окружен телохранителями своими, которые не спускают с него глаз; палач с секирою находится также неотлучно при нем. Когда он подъезжает к войскам или они проходят мимо его, то приветствуется ружейными выстрелами." http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...21-240/221.htm
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#7 |
хабиби
|
Василий Потто. Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова
IV. ГЕНЕРАЛ МЕДЕМ (Кавказская линия с 1762 по 1775 год) "Разбитые здесь наголову, татары бежали в Кабарду, куда по следам их двинулся весь корпус Медема. В то же время знаменитый атаман Савельев со своими казаками и гусарским эскадроном поручика Зимина перешел через Терек и, уничтожив две сильные чеченские партии, спешившие к Науру, возвратился назад с тремя отбитыми знаменами." http://www.e-reading.club/book.php?book=1013400 *** Василий Потто. Кавказская война. Том 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни XIX. ЧЕЧНЯ ВО ВРЕМЯ ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ "Напрасно теперь Бей-Булят и пророк Махома собирали народ на маиортупской поляне; напрасно они развертывали перед ним зеленое знамя Магомета, присланное будто бы из Стамбула, для призыва всех правоверных на помощь к хункару; им удалось опять только собрать лишь несколько разбойничьих партий, но население осталось спокойным и крайне недружелюбно встретило султанских эмиссаров." XXI. ВЕЛЬЯМИНОВСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ "Оставайся Вельяминов на левом фланге, он, может быть, успел бы поддержать спокойствие в Чечне; но спустя два месяца дивизия, которой он командовал, выступила в Россию, – а вслед затем мюридизм, зажегший своим фанатизм всю приморскую часть Дагестана, увлек за собой в общий водоворот и чеченцев. Зловещие признаки близкой и неизбежной борьбы в Дагестане обнаружились еще в январе, когда распространились первые слухи, что в Гимрах и в Унцукуле на крышах некоторых саклей появились красные знамена – точно служившие призывом для общего сбора мюридов." http://www.e-reading.club/book.php?book=1013404 Последние в Дагестане, но интересен смысл красного знамени в глазах кавказцев.
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#8 |
хабиби
|
СЕМЕНОВ Н. ИЗ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО НА КАВКАЗЕ
РАССКАЗЫ-ВОСПОМИНАНИЯ О ЧЕЧЕНСКОМ ВОССТАНИИ В 1877 г. Рассказ первый. Первые дни восстания. Приключения ичкерийского пристава Проценко. III. "Объявление войны Турции последовало 12-го апреля 1877 года. Семсирские заговорщики каким то образом узнали об этом в тот же день, и вот в ночь с 12 на 13 апреля они торжественно выступают из своей трущобы, с весело развевающимся на высоком древке красным флагом (по местному названию — значек) и направляются к ближайшим ичкеринским аулам." V. "14-го апреля мятежники в высшей степени экзальтированные выступили из лесу. Впереди отряда ехал знаменоносец; далее виднелась священная особа молодого, с нежно-розовым цветом лица и добродушным взглядом, имама, одетого в традиционный зеленый халат и белую чалму, с которой спускались вниз длинные концы белой материи; следом за [28] имамом ехали его наибы, а по сторонам и сзади весело горцовало войско..." Из недавнего прошлого на Кавказе. Рассказы-воспоминания о чеченском восстании в 1877 г. // Кавказский вестник, № 4. 1900 http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...ov_N/text1.htm *** Рассказ второй. Дни смятения в Аухе и Салатавии. V. "И результаты прений оказались блестящими: в Юрт-Аухе за восстание высказалась вся сходка, в Акташ-Аухе более половины ее. Юрт-ауховцы тотчас же судорожно принялись за изготовление зеленых и красных значков..." Из недавнего прошлого на Кавказе. Рассказы-воспоминания о чеченском восстании в 1877 г. // Кавказский вестник, № 5. 1900 http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...ov_N/text2.htm
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#9 |
хабиби
|
Василий Потто кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях
VI. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ГРУЗИИ (Кнорринг и Лазарев) "Беспорядки распространились даже на Военно-Грузинскую дорогу, и сообщения с Тифлисом сделались настолько небезопасными, что Кнорринг, возвращаясь из Грузии на линию, должен был отправить вперед роту пехоты и двести казаков под командой майора Буткова[38]. Самым опасным местом на этом пути считалось Ларское ущелье, находившееся во владении одного из осетинских старшин, Ахмета Дударова, который жил на высокой горе, увенчанной каменным замком. Отсюда, с толпой преданных слуг, он выезжал на разбои, грабил проезжающих и собирал дань с проходивших мимо купеческих караванов. Теперь, как только колонна Буткова показалась в ущелье, Дударов поднял красное знамя – сигнал военной тревоги, но, к счастью, Бутков принадлежал к людям энергичным и решительным. Не давая врагу времени собраться с силами, он бросился в деревню Чим, принадлежавшую Дударову, и все, что было вне укрепленного замка, предал истреблению. Красивая мечеть, единственная в крае, построенная еще во времена Шейх-Мансура, превращена была в развалины, деревня сожжена, часть жителей перебита. А со стороны Владикавказа в это время показались пушки…" http://iknigi.net/avtor-vasiliy-pott...d/page-21.html По теме значения красного значка или знамени кавказцев
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
![]() |
#10 |
хабиби
|
Первобытная религия чеченцев и ингушей (Далгат)
"По рассказам Газбыка, границы между землями соседних фамилий (тайпы) определялись камнями, называемыми ардырж, отстоящими друг от друга на расстоянии ½-1 версты. Когда ставят эти камни, из святилища ццу выносят ныч (белый значок) или флаг, призывают святого в свидетели и проносят значок по границе" http://chechenlaw.ru/?p=427&page=9 "Сама пещера находится почти на вершине скалы на значительной высоте, около десяти сажен длины и около трех сажен ширины. В ней находится каменное ложе Тамыж-ерды с каменным изголовьем и каменным же жертвенником возле него. В пещере находятся белые значки на полках (в виде хоругвий), принесенные в дар святому пришедшими в первый раз, пули, медные колокольчики, стаканы, стрелы, пики, самострелы, оленьи и турьи рога и т.п." "За аулом пение прекращается; девушки присоединяются к парням, подгоняющим ослов, навьюченных корзинами с провизией и напитками, а также жертвенных животных, состоящих обыкновенно из баранов, овец и непременно из одного трехлетнего бычка с белой материей, намотанной на рогах. Этого бычка приводит ежегодно какой-нибудь почетный состоятельный ингуш по повелению жреца или ясновидцев, которым во сне святой открыл свою волю. Все собираются на склоне горы Мат-Хох, где начинается крутой подъем и где находится часовня Бани-Сели возле селения Байни. Эта часовня, посвященная также Мятцели, называется «Маленьким Мятцели». В ней хранится длинный деревянный шест, на конце которого прикреплены медные колокольчики с медными шариками внутри и флаг из белой материи. Этот шест Мятцели, его символ, считается святыней и целый год хранится в названной часовне под надзором жителей. В день праздника жрец торжественно выносит его и ставит наклонно к часовне. В прежнее время этот шест играл важную роль при решении общественных дел и в гражданско-правовых спорах. Например, при поземельных спорах достаточно было обнести его по границе владения, чтобы доказать свое право. Предполагается, что никто не осмелится злоупотребить этим правом и присягнуть на чужую собственность из боязни неминуемой кары святого; это оригинальный вид присяги у ингушей. Во время засухи также выносили шест из часовни и носили по всему аулу, и дождь непременно должен был пойти." http://chechenlaw.ru/?p=427&page=11 "Белое облачение жреца, значок из белой материи, белая материя на рогах быка — все это служит признаком чистоты, как и у многих других народов. Обращение на восток во время молитвы, или ориентация, также свойственно многим народам и объясняется очень просто тем благоговением, которое питают молящиеся к дневному светилу, благодетельному солнцу. К IV в. но Р.Х. этот обычай перешел и в христианство ." http://chechenlaw.ru/?p=427&page=12 Не совсем мусульманский...
__________________
К черту все. |
![]() |
![]() |
Ответ |
|
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|